Устройство бензопилы: основные узлы инструмента
Бензопилы: ключевые элементы и их функции
Для тех, кто работает с деревом, бензопила — это незаменимый инструмент. Несмотря на кажущуюся сложность, устройство бензопилы достаточно простое и функциональное. Именно эта простота конструкции является залогом её надежности и долговечности. Чем меньше в инструменте сложных и хрупких узлов, тем реже он ломается. А если и случается поломка, то большинство неисправностей можно устранить самостоятельно, используя доступные запчасти.
Из чего состоит бензопила
Двигатель
В основе конструкции бензопилы лежит одноцилиндровый двухтактный бензиновый двигатель. Это сердце устройства, которое превращает топливо в механическую энергию. Характеристики такого двигателя включают высокую скорость вращения, достигающую до 13500 оборотов в минуту, что требует использования качественного масла для смазки.
Преимущества двухтактного двигателя:
- Простая конструкция.
- Высокая мощность и обороты.
- Надежность и долговечность при правильной эксплуатации.
Топливная система
Включает в себя такие элементы, как: бензобак, топливный фильтр и шланг для подачи топлива в карбюратор. Объем бензобака обычно составляет примерно 0.5 литра, чего хватает приблизительно на полчаса интенсивной работы. Фильтр очищает топливо, предотвращая попадание загрязнений в карбюратор. Часть моделей оборудована праймером — насосом ручной подкачки, который облегчает ручной запуск двигателя. На крышке бензобака предусмотрен сапун, который позволяет воздуху попадать внутрь, предотвращая образование вакуума, который может помешать подаче топлива.
Карбюратор
Играет ключевую роль в приготовлении топливно-воздушной смеси, которая подается в двигатель. То, насколько она качественная, непосредственно влияет на производительность инструмента. Многие производители применяют карбюраторы от проверенных брендов, например, Walbro или Zama, чтобы обеспечить надежную и стабильную работу.
Функции карбюратора:
- Обогащение или обеднение смеси по необходимости.
- Регулирование оборотов двигателя и холостого хода.
- Обеспечение легкого запуска двигателя.
Карбюратор оснащен дроссельной заслонкой, которая предназначена для регулировки подачи смеси,.
Система очистки воздуха
Для стабильной работы двигателя важно, чтобы воздух, поступающий в карбюратор, был чистым. Для этого предусмотрены фильтры грубой и тонкой очистки, а иногда используется центробежная очистка, которая дополнительно снижает нагрузку на фильтры. Также зимой рекомендуется использовать снежный фильтр для защиты от снега. Фильтры тонкой очистки изготавливаются из таких материалов, как поролон или нейлоновая сетка, которые легко моются и продуваются, что облегчает их обслуживание. Необходимо тщательно следить за чистотой фильтров, поскольку их загрязнение может привести к снижению эффективности инструмента.
Система зажигания
Современные имеют бесконтактное электронное зажигание, что значительно повышает надежность работы и устраняет потребность в регулярной настройке. Это обеспечивает стабильную искру, что особенно важно при высоких оборотах двигателя. Оно состоит из маховика с магнитами, модуля зажигания и свечи. При вращении маховика генерируется электрическое напряжение, которое и воспламеняет топливно-воздушную смесь.
Стартер
Представляет собой ручной механизм с тросом, который приводит в движение коленчатый вал при его вытягивании. Внутри стартера установлен возвратный механизм с пружиной, который автоматически возвращает трос в исходное положение после каждого рывка. При резком вытягивании троса создается начальное вращение вала, благодаря чему топливная смесь в цилиндре воспламеняется и двигатель заводится.
Центробежное сцепление
Играет ключевую роль в передаче мощности от двигателя к цепи. Обычно применяется центробежное сцепление: оно устроено таким образом, что включается автоматически. При нарастании оборотов колодки сцепления расходятся и зацепляются с барабаном, транслируя вращение на цепь. Такая конструкция не только проста, но и очень надежна: она минимизирует износ деталей и защищает двигатель от перегрузок. Когда цепь заклинивает, сцепление проскальзывает, не останавливая двигатель, что предотвращает повреждение.
Пильная цепь
Главный рабочий элемент бензопилы, который отвечает за процесс резки. Она состоит из режущих, ведущих и соединительных звеньев, собранных вместе с использованием заклепок. Режущие звенья бывают двух основных типов: чипперные и чизельные, которые различаются по форме и углу заточки.
То, какие задачи можно выполнять бензопилой, определяют такие характеристики, как:
- Шаг цепи: определяет размер звеньев и производительность резки.
- Толщина хвостовика: должна соответствовать ширине паза направляющей шины.
- Угол заточки: влияет на качество и скорость пиления.
Для обеспечения долговечности и надежности цепи производители применяют различные легированные стали и такие технологии, как хромирование и дробеструйная обработка.
Направляющая шина
Выполнена из износостойкой стали и имеет паз по всей длине, а также каналы для подачи масла.
Основные параметры:
- Длина реза: подбирается в зависимости от материала, нуждающегося в обработке.
- Ширина паза: подбирается по размеру хвостовиков.
- Шаг концевой звездочки: должен соответствовать цепи.
- Размеры соединительных отверстий: зависят от модели бензопилы.
Качественная шина позволяет осуществлять точные и ровные пропилы, минимизируя вибрации и перегрев цепи.
Тормоз цепи
Важный элемент безопасности, необходимый для быстрой остановки при возникновении обратного удара, когда работающая цепь внезапно встречает препятствие (главным образом концом шины), что вызывает резкий отброс пилы вверх или в сторону. В такой ситуации цепь может стать причиной серьезных травм для оператора. Тормоз автоматически срабатывает и блокирует движение цепи, предотвращая ее дальнейшее вращение и минимизируя риск травм.
Включение тормоза цепи может происходить двумя способами:
- Контактное. Активируется, когда тормозной упор соприкасается с рукой оператора. При обратном ударе упор смещается, затягивая тормозную ленту на барабане муфты сцепления и останавливая цепь.
- Инерционное. Возникающие при обратном ударе инерционные силы автоматически запускают тормоз, обеспечивая быстрое затягивание тормозной ленты и остановку цепи.
Хотя инерционное включение срабатывает быстрее, контактное включение считается более надежным. Перед каждым использованием бензопилы или после ее обслуживания необходимо проверять исправность тормоза цепи. Если он не функционирует, использование инструмента запрещено.
Механизм натяжения цепи
Обеспечивает правильное натяжение безопасной и эффективной работы. Подвижно соединенный с винтом штифт при вращении смещается по пазу в корпусе, изменяя положения шины и, соответственно, ослабляя или натягивая цепь. Чтобы упростить процесс регулировки, винт натяжения часто располагают сбоку, что делает его более доступным и удобным для пользователя.
Система смазки цепи
Большинство моделей оснащено автоматической системой смазки, которая значительно увеличивает срок службы цепи и шины, снижая их износ. Из специального резервуара масло через маслопровод подается в насос. Он распределяет его в паз шины, и оно равномерно попадает на цепь. Масляные насосы могут быть поршневыми или мембранными и сделанными из металла или пластика. Они активируются через зубчатую передачу, работающую от ведущей звездочки. Уровень подачи масла напрямую зависит от скорости вращения цепи и полностью прекращается при работе на холостом ходу.
Таким образом, конструкция бензопилы — это тщательно продуманная система, обеспечивающая эффективность, безопасность и удобство в работе.